Дорогие читатели и читательницы, здравствуйте!

Похоже, я крепко ударился в написание длинных вдумчивых статей для различных маститых газет - как российских, так и турецких...

С одной стороны, это - здорово. Новые горизонты...

С другой стороны, длинная статья - это то, что может тебя ночью разбудить и поднять на ноги из-за одного слова, которое твоему подсознанию в 3 часа ночи показалось просто удачным. До утра оно, подсознание, терпеть не будет. А спать любят все, включая меня...

Но это - преамбула. А амбула состоит в том, что в известной англоязычной турецкой газете "Daily Sabah" вышла моя очередная статья про имидж Турции в России - где все хорошо, а где, на авторский взгляд, стоит и "подкрутить".

Заголовок - соответствующий, мотивирующий: "Турецкий имидж в России: продвижение - не достаточно".

Тот, кто хочет прочитать статью в оригинале, пожалуйте сюда, по ссылке. Те же, кто предпочитает русский язык - просто смотрят ниже. Там все есть :)

После прочтения статьи может возникнуть резонный вопрос: "А что, собственно происходит в плане продвижения уже российской культуры и образа в Турцию?".

Отвечаю: и про это статья мною уже написана и отправлена для публикации в Российский совет по международным делам.

Как только выйдет в свет, я её обязательно продублирую здесь на сайте.

А засим прощаюсь с вами и до новых встреч на страницах блога!

Становитесь зарегистрированным пользователем - ни к чему не обязывает, а пригодиться может!

Итак статья...

Турецкий имидж в России: продвижение - не достаточно

В феврале месяце этого года Ассоциацией анатолийских медиа в городе Хатай был организован Международный конгресс культуры, туризма и медиа. Как вы можете догадаться, принимая во внимание место проведения мероприятия, речь шла об имидже провинции в глазах международных и местных СМИ, а также о возможности превращения Хатая в популярное туристическое направление.

Я был приглашен на Конгресс, где присутствовало множество важных гостей, включая заместителя председателя Партии справедливости и развития Нумана Куртулмуша и губернатора Хатая Рахми Догана, чтобы выразить российскую точку зрения.

В рамках подготовки к своему выступлению я сделал экспресс-анализ имиджа Хатая в глазах российских граждан, который, как в итоге оказалось, далеко вышел за рамки одной отдельно взятой провинции. Разговор от Хатая перешёл к вопросам имиджа Турции, в целом, в глазах россиян - того фундамента, который за четверть века турецкой стороной заложен, и тех пробелов, которые необходимо восполнять.

Ведь руководство двух стран декларирует задачу по многократному наращиванию торгово-экономических отношений, справедливо полагая, что их потенциал не раскрыт сегодня в полной мере. А раскрытие потенциала во многом связано с тем, что о вас знает противоположная сторона и в каком качестве она готова вас воспринимать. Не стоит недооценивать роли имиджа: из собственного опыта все знают, что, при прочих равных факторах, мы купим в магазине товар у известного продавца с хорошей репутацией. И, более того, мы готовы за известный бренд переплачивать, нередко сильно. Иными словами, экономящие на своем имидже теряют клиентов.

Кто сегодня главные турецкие бренды, в буквальном смысле, создающие образ Турции в глазах россиян?

Фактор туризма

Во-первых, это сегмент туристической индустрии страны, который работает в рамках системы «все включено». Он создал Турции репутацию страны, которая предоставляет наилучшее соотношение между ценой и качеством услуг и бережно относится к бюджету потребителей.

Большинство россиян прилетают на отдых в Турции чартерными рейсами безымянных авиакомпаний. Однако, Турецкие Авиалинии уже создали себе в Россию репутацию одной из самых лучших авиакомпаний мира при перелетах из России не только в Турцию, но и в третьи страны. В первую очередь, речь идет об Африке и о Ближнем Востоке, для которых Стамбул стал удобной перевалочной базой на пути из России.

Во-вторых, с 90-х годов прошлого века началось активное проникновение турецких строительных подрядчиков в Россию. Как «гражданин Москвы» скажу, что турецкие строители сильно украсили современный облик столицы России, равно как и множества других городов центральной части страны и даже Сибири. За качественную работу на строительстве Олимпийских объектов в Сочи турецких строителей в 2014 году благодарил лично президент Владимир Путин.

В-третьих, турецкий кинематограф и, в особенности, сериалы пользуются в России буквально огромным успехом. Невзирая на законы об авторских правах, множество пиратских сайтов продолжает успешно избегать блокирования и функционировать. На них вы можете посмотреть практически любой турецкий сериал, переведенный на русский язык, максимум через сутки – двое, после того, как он показан по турецкому телевидению. Эта система работает исправно как конвейер, что прямо свидетельствует о том огромном интересе, который есть к турецким сериалам в России и в русскоговорящих странах. На моем портале «Turkey is...» одни из самых читаемых статей – это именно обзоры на новинки турецкого кино и рейтинги популярных турецких сериалов.

Итак, это, пожалуй, та основа, на которой строится турецкий имидж в России. Повторюсь: «все включено», Турецкие Авиалинии, строительные подрядчики, фильмы и сериалы. Все это – конкурентно не только для России, но и в мировом масштабе, и дает Турции резонные основания для гордости.

Впрочем, я бы не писал всех этих фактов, которые вам могут показаться общеизвестными, если бы даже по этим историям успеха у меня не было бы что добавить. Все выглядит благополучно, не правда ли? Не хочу вас разочаровывать, но, как всегда в таких случаях, есть нюансы. Примеры – это наилучший способ для иллюстрации.

Я регулярно выступаю в российских СМИ по поводу Турции, как туристического направления. И очень хорошо вижу, как нередко, в ответ на мои слова по поводу того, что кроме системы «все включено» в Турции есть все необходимое для отдыха премиум-класса, мои собеседники недоверчиво на меня смотрят, а иногда даже и улыбаются мне в лицо. Мол, какой во «все включено» Турции может быть премиальный отдых?

Лучшие дни - впереди

Речь идет о том, что Турция стала заложницей своего имиджа, который, с одной стороны принес ей успех, а с другой стороны не дает ей двигаться дальше. Всем своим коллегам из туристической индустрии я постоянно твержу о том, что не надо больше вкладывать деньги в продвижение системы «все включено». Её поклонники и так в Турцию приедут. А, вместо этого, лучше потратить те же деньги и немалые, чтобы рассказать россиянам про многочисленные и готовые возможности альтернативного туризма в Турции: активного, культурного, религиозного, гастрономического, медицинского, включая термальный отдых, и так далее. Рекламируя «все включено», Турция лишь цементирует свой образ и, к тому же, поощряет конкуренцию между собственными отельерами, вынуждая снижать цены.

Но с турецкими строителями все в порядке скажете вы? В принципе, все в порядке, но и тут есть место для критики. Как правило, компании сотрудничают в общем отстаивании своих интересов лишь в крайних случаях. Допустим, в Ливии все потеряли деньги и их надо вернуть. Понятно, что финансы – это мощный объединительный фактор. Однако, когда я пару лет назад увидел весьма несправедливое и неприятное упоминание про всех в целом турецких строителей в популярной российской газете, то я не смог найти то объединение подрядчиков, кто захотел бы выступить с заявлением. При том, что я предложил свою помощь в переводе на русский язык и в доставке открытого письма турецких подрядчиков на стол главному редактору газеты с требованием о публикации и об опровержении.

Вы знаете, я был очень разочарован, когда понял, что это упоминание никого не задело и никто не хочет этим заниматься. Давайте скажем проще и совсем честно: на благополучных рынках, к которым для Турции относится и Россия, строительные компании занимаются конкуренцией друг с другом и не выступают единым фронтом, до тех пор пока им всем не станет совсем плохо. Правильная ли эта позиция? – Для сиюминутной выгоды отдельной компании – да, в стратегическом смысле, для отрасли в целом, – нет...

Кино и сериалы

Турецкий кинематограф и турецкие сериалы – очень популярны в России. Это понятно: Турция занимает второе место в мире по экспорту своих сериалов и их качество неуклонно растет. Однако, до центральных каналов России эти сериалы практически не доходят. Они, конечно, способствуют формированию положительного образа Турции в России и поддерживают к ней среди россиян высокий интерес. Однако, вместо того, чтобы приносить доход производителям, сериальная продукция Турции кормит огромное количество пиратов, собирающих миллионный Интернет-трафик. Почему так происходит?

И это выше я рассказал только про несомненные истории турецкого успеха. А ведь есть ещё множество тех турецких отраслей и возможных направлений сотрудничества с Турцией, которые либо вовсе неизвестны в России, либо известны только очень ограниченному кругу людей.

Опять же не хочу быть голословным, а просто приведу пример, где я, в качестве главы российско-турецкой Ассоциации проектного развития (TUR RUS) выступил ещё и в качестве волонтера. Мне захотелось рассказать про разнообразие турецких сыров и про настоящие турецкие сладости российской публике.

Для этого я просто, в качестве покупателя, отправился в анкарские магазины, где купил свои излюбленные деликатесы. Подчеркну, никто меня об этом не просил. И потом в прайм-тайм на государственном и крупнейшем в России радиоканале (Vesti FM) мы сделали двухчасовую передачу с дегустацией турецкого сыра и сладостей с онлайн-трансляцией в Youtube. Для этого в прямой эфир я пригласил руководителей и главных экспертов Федерации рестораторов и отельеров России. Был огромный отклик среди российской публики. Но, догадайтесь, стало ли кому-то в Турции интересно дальше развивать достигнутый успех? В первую очередь, интересно оказалось мне: в результате, на Vesti FM мы запустили регулярную передачу «Час Турции»...

И это – не единственный пример подобного рода: на своем портале «Турция это...» я очень много пишу про неизвестную Турцию, про турецкие бренды, собирая десятки тысяч прочтений. Но, когда я, к примеру, говорю с представителями турецких брендов о том, что нужно их продвигать российской публике, то часто слышу, а зачем? Мы пока не собираемся открывать магазин в России и зачем тратиться на рекламу?

Еще много предстоит сделать

Пока крайне редко мне помогает довод, который я считаю очень убедительным, о том, что в прошлом году Турцию посетило более 6 миллионов россиян и 100% из них совершают покупки в Турции, заранее планируя их на основе информации из Интернета. И это для турецких производителей - уже рынок, на котором надо работать не только умельцам из Grand Bazaar и стамбульского Лалели. Надо рассказывать про себя, а то потребительская грамотность россиян в Турции – неудовлетворительно низка. Они, в массе своей, просто не знают, что они могут купить не только ширпортеб, но и товары премиум-класса в Турции. Таким образом, они за ними просто отправляются в Европу, а в Турции не выходят из своих «все включено» гостиниц. А потом в Турции раздаются жалобы на то, что к ним приезжают только «дешевые российские туристы».

Может это и так, но кто в этом виноват, если клиент всегда прав?

И вот какими словами я закончил свое выступление на Конгрессе в Хатае: Турция делает много и достигла очень много, но все же, очевидным образом, не дорабатывает по части создания и продвижения своего имиджа в России. Дальше двигаться в рамках имеющегося имиджа можно, но новых страниц сотрудничества не открыть и прорывов не совершить. Ну нельзя так увеличить товарооборот в четыре раза, о чем сказали президенты двух страны.

В России на правду не принято обижаться, а в Турции?


Warning: imagejpeg(files/croped/4877dec46def249d072a0ec9621d68d4_blog-article-imidzh_turcii_v_rossii_croped_800x400_q90_strict.jpeg) [function.imagejpeg]: failed to open stream: Отказано в доступе in /home/demonstr/cms/helen_new/engine/plugins/_file_manager/_file_manager.php on line 786
1 фото