Дорогие читательницы и читатели блога! Селям вам и просто здравствуйте!

Как торговаться? - Этим вопросом задаются буквально все соотечественники, отправляющиеся в Турцию. Поэтому, здесь и далее, говорим, в первую очередь, с позиций именно покупателя, а не продавца.

Однако, прежде чем отвечать на этот вопрос, уместно задать другой, базовый вопрос: а зачем, вообще, люди торгуются и почему эта культура, до сих пор, так широко распространена у восточных народов, включая Турцию?

Зачем в Турции торгуются?

Рискую повторить банальность, но, давая скидку или предоставляя иные поблажки, допустим, в виде рассрочки, продавец признает то, что этот покупатель - для него особый.

Постоянный клиент, оптовик или, ну просто, как человек мне Иван-бей нравится... Бывает и такое...

Как гласит известная восточная мудрость:

"Что случилось однажды, может никогда не повториться снова. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий".

Иными словами: особенно ценен для любого продавца в любой точке мира постоянный клиент и его надо привести к себе хотя бы во второй раз. А для этого надо создать ему ощущение особости и показать прямую взаимосвязь между этой особостью и бережным отношением к его кошельку.

А теперь вернемся на Восток и в Турцию.

Там присутствуют ровно все те же моменты для постоянных клиентов и для тех, кто покупает сразу и много.

Сейчас, кстати, в Турции "рулят" арабы или, как их еще называют, "заливники". Тратят много, сорят чаевыми, в общем, портят сектор услуг в Турции, приучая его к неоправданно высоким финансовым ожиданиям. Как говорят в Незалежной, "поубывал бы"...

То же, что существенно отличает Турцию от многих других стран: каждый турок, пересекающий порог магазина, заранее уверен в своей особости, вне зависимости от "искренности" своих намерений.

Он ведь не только покупатель, но ещё и гость, а законы гостеприимства в Турции - это святое.

Его турецкий менталитет настойчиво ищет подтверждения своей особости в виде специального отношения, которое проявляется в виде:

а) встретить, усадить и напоить чаем-кофе,

б) разговаривать с ним об "оптимизации" цены исходного предложения.

Кстати, в последние годы, западный маркетинг приходит ровно к тому, что на Востоке существовало всегда и не прерывалось никогда. А именно: к попытке идентификации каждого клиента и к индивидуальному подходу, в зависимости от его профиля и от истории отношений с ним. А ещё к идее о том, что каждая покупка - это впечатление, которое складывается у клиента из очень многого за рамками даже самого товара и его стоимости.

Я, например, давно пришел к тому, что не покупаю ничего у тех людей, кто мне не нравится. Даже если мне висящее или стоящее на витрине трижды нравится и четырежды нужно. Магазинов - завались, товара - ещё больше, а мое впечатление и итоговое настроение - мне дороже.

А теперь сформулируем три вопроса на первую, вторую и третью несгораемые суммы.

  1. Как воспринимается покупатель - россиянин в турецких магазинах?
  2. Стоит ли ему торговаться "как местному"?
  3. Можно ли восточному торгу научиться?

Пытаемся разбираться с этими вопросами в порядке стихийно образовавшейся живой очереди.

Как воспринимается российский покупатель в турецких магазинах?

На самом деле, на чуть более широкую, но, по сути, на ту же тему я, в свое время, написал статью для газеты "Московский комсомолец", ставшую одним из моих авторских бестселлеров.

Больше 146 тысяч онлайн-читателей МК заинтересовалось вопросом, что на самом деле думают о российских туристах в Турции?

Если кратко, то российский покупатель, в глазах турецкого продавца, - это, разумеется, не арабский шейх, но тоже потенциальный олигарх. Фиг его знает, кто в шортах, растянутой майке и с золотым крестом на груди пожаловал в твою лавку. Может только с яхты в марине ступил сандалией в носке на турецкую землю.

Поэтому интерес исходный интерес к россиянину обеспечен. Другой вопрос, что покупатель будет быстро просканирован на предмет серьезности своих намерений, своих финансовых возможностей, разборчивости и умения торговаться.

Помните, турки и так всех окружающих сканируют вплоть до сетчатки глаза, почище системы безопасности иного банка. А если этот турок - ещё и продавец, то на то, чтобы разобраться с тем, кто вы такой и как с вами себя вести, у него уйдет такое время, что по фотофинишу не определить.

Стоит ли торговаться россиянам, как местным жителям? И где надо  / можно торговаться?

(Прикольный ролик, надо бы субтитры добавить :) )

Торговаться в Турции надо обязательно - просто потому, что в цене турецких продавцов такая возможность уже учтена. А зачем платить больше, если можно платить меньше?

Понятно, что впрямую торговаться получится не везде. В магазинах крупных брендов, с сетью по всей стране и центральной системой ценообразования, дискуссии о цене не получится.

Однако, и здесь, при наличии времени и навыка, можно проявить себя умелым покупателем.

Во-первых, следя за различными скидочными кампаниями, кои в Турции теперь, похоже, идут на постоянной основе, а не только под занавес сезона.

Скидки могут быть привязаны к праздникам, выходным и просто к желанию отдельно взятого бренда. Если станете зарегистрированным покупателем, будете получать инфу с смсками. Правда, потом уже не отпишитесь. Давно думаю под шопинг завести себе отдельную сим-карту :)

Во-вторых, добиваться для себя специальных условий можно, устанавливая особые отношения с персоналом магазина, и, в особенности, с директором отдельно взятой торговой точки.

У меня были прецеденты, когда, благодаря этим отношениям, я в сезон выбирал то, что мне нравилось, и мне эти вещи откладывали до окончательной распродажи. Но достижение такого результата требует длинной, кропотливой работы и некоторого личного обаяния.

Но вот если вы видите, что бренд - небольшой, а хозяин магазина стоит перед вами, то смело приступайте к торгу и тут мы подходим к главному.

Можно ли научиться восточному торгу?

Собственно, в советской классике готовый ответ на этот вопрос есть: "Можно, конечно, и зайца научить курить" :)

Остается лишь тот вопрос, как это сделать?

Все просто: надо следовать нескольким простым правилам.

Как торговаться в Турции: ТОП-7 правил

Возможно, некоторые из приведенных ниже правил покажутся вам банальными. Но скольким широко известным правилам мы по жизни не следуем? Просто вдумаемся...

Итак:

1. Задача должна быть предельно четко сформулирована

В свое время я написал статью Секреты турецких женщин: советы по грамотному шопингу - там есть некоторые женские премудрости по покупкам. Для мужчин и детей писать пока не созрел, но, наверное, всему свое время.

Одной фразой: за рамками спонтанных покупок, в голове должна быть полная ясность - что нужно, для чего и в каком количестве.

2. До похода в магазин должен быть просканирован рынок предложения

На сайте переходим по тэгу #шопинг и видим основные бренды, которые представлены на турецком рынке.

Далее смотрим, что у них в этом сезоне и почем.

После того, как рынок предложения ясен, главное ответить себе на вопрос относительно своего предельного и желательного бюджетов на покупку.

3. Тайминг для похода

Я не хожу в магазин за серьезными покупками в прайм-тайм или под закрытие.

Продавец должен быть свеж, оптимистичен и не осаждаем другими клиентами.

Неплохо быть первым клиентом за день: всегда можно сказать, на второго клиента входящего в магазин, мол, я вам удачу и посетителя привел :)

И, повторюсь, продавец вам должен сразу понравиться. На тех, кто не нравится, не тратьте свое время.

4. Серьезность намерений

Продавец стоит в магазине не чтобы с вами поболтать, а чтобы вам продавать. В этом смысле, ему надо сразу продемонстрировать, что ваше желание - конкретное и четко оформленное.

Сформулируйте перед ним свою задачу "сегодня вечером я хочу ухххх..." и вы увидите многократно возросший к себе интерес.

Вам предлагают примерить или попробовать что-то - примеряйте и пробуйте. Это - лишний повод показать свою серьезность.

Ещё один небольшой лайфхак: если на вас верхняя одежда, то, войдя в магазин, снимите её и положите на кресло. Это покажет ваш настрой на достижение конечного результата.

5. Вежливость и ещё раз вежливость

Никогда не ругайте товар в магазине, напротив, показывайте на то, что вам тут нравится.

Но не перегибайте палку: не выдавайте свою кровную заинтересованность именно в этом товаре, напротив, можно порассуждать вслух про то, что за углом такое же или чуть хуже стоит меньших денег.

И, ни в коем случае, не показывайте спешки - складка на лбу должна выражать вычислительный процесс в вашем мозгу.

Не зря ведь Максим Максимович Штирлиц не садился ни в первое, ни во второе из подъезжающих такси. А строго начиная с третьего по счету :)

У вас есть сомнения в том, что за товар с вас просят адекватную цену? - Просто попросите её вам объяснить. Делов-то.

Пусть продавец покажет вам себя во всей красе, а, заодно, свою компетентность.

Продавец - некомпетентен и не знает своего собственного товара? - Все, до свидания, не интересно... Не тратьте на него свое время.

6. Аргументы в торге

Аргументами в торге является готовность платить с кредитки не с рассрочкой, а одним платежом. Или не с кредитки, а наличными. За такие мужественные шаги вы уже заслуживаете того, чтобы вам скостили процентов 10, никак не меньше.

В отдельных магазинах можно упомянуть, что счет - чек вам не нужен и посмотрите на реакцию. В конце концов, отношения с налоговой и с бухгалтерией магазина - не ваша проблема. Но не забудьте поинтересоваться, будет ли, в любом случае, действовать гарантия на товар.

То, что вы порекомендуете магазин своим друзьям - это клише, которому продавец не поверит. Но можете поинтересоваться ещё чем-то "для своего друга / для своей подруги", которая спит и видит "такой же халат, но с перламутровыми пуговицами".

Если берете больше одной вещи в магазине - это всегда аргумент, чтобы к цене каждой следующей позиции в вашей покупательской корзине применялась специальная скидка. С этой точки зрения, целесообразнее купить несколько вещей в одном магазине, чем по одной - в разных.

7. Последняя точка или beni kırmayın

Есть такое понятие в турецком менталитете как kırmamak, то есть, "не обламывать". Обязательно почитайте про него перед тем, как отправляться в турецкий магазин.

Иными словами, между ценой покупателя и ценой продавца есть расстояние и его надо преодолевать навстречу друг другу, встречаясь где-то между точками А и Б. Вот делать встречные шаги - это и есть kırmamak, то есть: "ты - мне, я - тебе".

Надо показать вашу готовность к тому, чтобы сделать шаг навстречу продавцу (товар ведь - огого!) и, самое главное, в решающий момент - зафиксировать цену, сделав "борцовское туше".

Просто в конце вы говорите о том, что, сделав шаги навстречу продавцу, подошли к определенному вам для себя пределу и точка. Дальше - решение за противоположной стороной.

Чтобы не потерять покупателя, продавец должен будет либо снизиться до вашей верней планки, либо положить ещё что-то в вашу "продуктовую корзину". Последнее - тоже вариант.

Как торговаться в Турции: вместо заключения

Если вы уходите из магазина и вам говорят, что вы торгуетесь как в Кайсери, то значит вами продемонстрированы действительно хорошие покупательские навыки. Как считается, именно из турецкого города Кайсери - лучшие торговцы.

Пара моментов в заключение:

Вас может психологически сдерживать языковой барьер. Но не бойтесь: языка жестов и нескольких фраз на английском языке вам хватит для того, чтобы объясниться с местными продавцами. Тем более, что среди них - много "русифицированных".

Ну, а если вы ещё выучите и пару турецких слов, то будет вам честь, хвала и шанс на дополнительную скидку. Одно слово - один процент вниз :)))

Турки грешат тем, что выжимают из своих продавцов последние соки - именно поэтому их часто считают скупыми, а в экономике вечно не хватает денег.

Если вы собираетесь в магазин возвращаться, не дожимайте продавца до его предела. Дайте и ему жить и дышать.

Именно последнее обстоятельство наводит меня на мысль о том, что не надо так, как в Турции, жестко торговаться и в России. Цену деньгам надо знать, но не надо выжимать из противоположной стороны все до последней копейки. К вам же, со временем, и вернется.

Давайте зарабатывать все и получать от этого удовольствие.

Вот на этой мажорной ноте я заканчиваю и прощаюсь с вами до новых встреч, либо на сайте, либо в передаче "Час Турции" на радиостанции "Вести ФМ", которая выходит по раз в две недели по вторникам в 15.00.

И не забывайте регистрироваться на сайте: оставить свои координаты - это недолго, зато будете в курсе всех турецких дел и трендов.

Пока ещё продолжается кампания по предподписке за 50% стоимости на внутренний раздел сайта с интерактивной картой Турции. Что это такое и как оформиться в подписчики сайта, можно почитать здесь.

До новых встреч!

5 фото